Регламент



ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ КОНТРОЛЯ
ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ В ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СРЕДСТВ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА И ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

1. Общие положения

1. Регламент исполнения ревизионной комиссией Искитимского района по осуществлению контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и Новосибирской области в финансово-бюджетной сфере при использовании средств местного бюджета и имущества, находящегося в муниципальной собственности (далее - Регламент), определяет сроки и последовательность действий ревизионной комиссии, порядок взаимодействия с Администрацией Искитимского района и получателями средств местного бюджета при осуществлении указанной функции.
2. Исполнение функции по контролю за соблюдением законодательства в финансово-бюджетной сфере при использовании средств местного бюджета и имущества, находящегося в муниципальной собственности осуществляется в соответствии с:
Уставом Искитимского района;
Положением «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Искитимском районе Новосибирской области»;
Бюджетом Искитимского района на соответствующий год;
Положением о ревизионной комиссии Искитимского района;
иными правовыми актами, регламентирующими правоотношения в сфере проведения ревизий (проверок), принятия по их результатам соответствующих мер.
3. Ревизионная комиссия непосредственно осуществляет последующий финансовый контроль за использованием средств местного бюджета и имущества, находящегося в муниципальной собственности, :в следующих формах
- проверка – определение законности и эффективности использования средств местного бюджета, управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Искитимского района;
- ревизия – документальная проверка финансово-хозяйственной деятельности организации, должностных лиц за определенный период, которые используют средства местного бюджета, муниципальное имущество.
4. Цель ревизии (проверки) - определение правомерности, в том числе целевого характера, эффективности и экономности использования средств местного бюджета и имущества, находящегося в муниципальной собственности.
5. В зависимости от темы ревизии (проверки) в ходе ревизии (проверки) проводится комплекс контрольных действий по изучению:
соответствия деятельности учредительным документам;
расчетов сметных назначений;
исполнения смет доходов и расходов;
использования средств местного бюджета, в том числе на приобретение товаров, работ, услуг для собственных нужд;
использования средств местного бюджета, полученных в виде трансфертов (субвенций и субсидий, включая субвенции и субсидии, выделенные из федерального и областного бюджета получателям средств местного бюджета, бюджетных кредитов и инвестиций);
исполнения местного бюджета в соответствии с правовыми актами о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению налоговых и неналоговых доходов местного бюджета, а также контроля за их исполнением;
соблюдения требований бюджетного законодательства получателями средств местного бюджета, межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, ссуд и инвестиций, предоставляемых из местного бюджета;
поступления и расходования средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
обеспечения сохранности материальных ценностей, находящихся в муниципальной собственности;
использования муниципального имущества, находящегося в оперативном управлении или хозяйственном ведении, поступления в местный бюджет доходов от использования материальных ценностей, находящихся в муниципальной собственности;
ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, достоверности бухгалтерской (бюджетной) отчетности.
6. Контрольные действия, указанные в пункте 5 регламента, проводятся в отношении:
- организаций, получающих средства местного бюджета;
- организаций, использующих материальные ценности, находящиеся в муниципальной собственности;
- организаций - получателей финансовой помощи из местного бюджета, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций;

2. Административные процедуры

Порядок организации планирования проверок ревизионной комиссией

7. Ревизионной комиссией ревизии (проверки) проводятся в соответствии с Планом работы, утвержденного Советом депутатов Искитимского района.
План устанавливает обязательный для исполнения перечень проверок, включая наименование проверяемых организаций, упорядоченный по темам проверок и срокам проведения проверок.
8. Проект Плана формируется с учетом формирования резерва времени для внеплановых проверок по запросам постоянных комиссий Совета депутатов, его депутатов, главы Искитимского района.
9. Ревизионная комиссия в целях формирования Плана направляют запросы на получение необходимой информации в органы местного самоуправления.
10. План утверждается председателем ревизионной комиссии Искитимского района.

Назначение ревизии (проверки)

11. Назначение ревизии (проверки) оформляется удостоверением на проведение ревизии (проверки). В удостоверении на проведение ревизии (проверки) указывается: наименование проверяемой организации, проверяемый период, тема ревизии (проверки), основание проведения ревизии (проверки), состав проверяющих, срок проведения ревизии (проверки).
12. Удостоверение на проведение ревизии (проверки) подписывается председателем.
13. При необходимости к участию в проверке могут привлекаться независимые эксперты с согласия Совета депутатов района.
14. Срок проведения ревизии (проверки), численный и персональный состав ревизионной группы устанавливаются исходя из темы ревизии (проверки), объема предстоящих контрольных действий, особенностей финансово-хозяйственной деятельности проверяемой организации и других обстоятельств.
15. Срок проведения ревизии (проверки), т.е. дата начала и дата окончания ревизии (проверки) не может превышать 45 рабочих дней.
16. Датой начала ревизии (проверки) считается дата предъявления удостоверения на проведение ревизии (проверки) руководителю (лицу, его замещающему) проверяемой организации (далее - руководитель организации) или лицу, им уполномоченному.
17. Датой окончания ревизии (проверки) считается день подписания акта ревизии (проверки) руководителем организации. В случае отказа руководителя организации подписать или получить акт ревизии (проверки) датой окончания ревизии (проверки) считается день направления в проверенную организацию акта ревизии (проверки).
В случае отказа руководителя организации подписать или получить акт ревизии (проверки), но при наличии возражений проверенной организации по акту ревизии (проверки) датой окончания ревизии (проверки) считается день утверждения лицом, назначившим проверку, заключения на возражения проверенной организации по акту ревизии (проверки).
18. Срок проведения ревизии (проверки), установленный при назначении ревизии (проверки), может быть продлен лицом, назначившим проверку, на основе мотивированного представления председателя ревизионной комиссии, но не более чем на 30 рабочих дней.
В удостоверении на проведение ревизии (проверки) делается отметка о продлении срока ревизии (проверки), которая заверяется подписью лица, принявшего решение о продлении срока.
Решение о продлении срока проведения ревизии (проверки) доводится до сведения проверяемой организации.
19. Проверка может быть приостановлена в случае отсутствия или неудовлетворительного состояния бухгалтерского (бюджетного) учета в проверяемой организации либо при наличии иных обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение ревизии (проверки).
20. Решение о приостановлении ревизии (проверки) принимается лицом, назначившим проверку, на основе мотивированного представления председателя ревизионной комиссии.
В срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения о приостановлении ревизии (проверки) лицо, принявшее такое решение:
1) письменно извещает руководителя организации и (или) ее вышестоящий орган о приостановлении ревизии (проверки);
2) направляет в проверяемую организацию письменное предписание о восстановлении бухгалтерского (бюджетного) учета или устранении выявленных нарушений в бухгалтерском (бюджетном) учете либо устранении иных обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение ревизии (ревизии (проверки)).
21. После устранения причин приостановления ревизии (проверки) ревизионная комиссия возобновляет проведение ревизии (проверки) в сроки, устанавливаемые лицом, назначившим проверку.
В удостоверении на проведение ревизии (проверки) делаются отметки о приостановлении и возобновлении проведения ревизии (проверки) с указанием нового срока ревизии (проверки).
22. При подготовке к проведению ревизии (проверки) участники ревизионной комиссии должны изучить: законодательные и иные нормативные правовые акты по теме ревизии (проверки); бухгалтерскую (бюджетную) и статистическую отчетность, другие доступные материалы, характеризующие деятельность проверяемой организации; материалы предыдущих проверок проверяемой организации (при наличии в архиве ревизионной комиссии).
23. Проверка может быть завершена раньше срока, установленного в удостоверении на проведение ревизии (проверки).

Проведение ревизии (проверки)

24. Председатель ревизионной комиссии должен:
предъявить руководителю организации удостоверение на проведение ревизии (проверки);
представить участников ревизионной комиссии;
решить организационно-технические вопросы проведения ревизии (проверки).
25. При проведении ревизии (проверки) участники ревизионной комиссии должны иметь служебные удостоверения.
26. Исходя из темы ревизии (проверки) председатель ревизионной комиссии определяет объем и состав контрольных действий, а также методы, формы и способы проведения таких контрольных действий.
27. В ходе ревизии (проверки) проводятся контрольные действия по документальному и фактическому изучению финансовых и хозяйственных операций, совершенных проверяемой организацией в проверяемый период.
Контрольные действия по документальному изучению проводятся по финансовым, бухгалтерским, отчетным и иным документам проверяемой и иных организаций, в том числе путем анализа и оценки полученной из них информации.
Контрольные действия по фактическому изучению проводятся путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы, контрольных замеров и т.п.
28. Контрольные действия могут проводиться сплошным или выборочным способом.
Сплошной способ заключается в проведении контрольного действия в отношении всей совокупности финансовых и хозяйственных операций, относящихся к одному вопросу программы ревизии (ревизии (проверки)).
Выборочный способ заключается в проведении контрольного действия в отношении части финансовых и хозяйственных операций, относящихся к одному вопросу программы ревизии (ревизии (проверки)). Объем выборки и ее состав определяются руководителем ревизионной группы таким образом, чтобы обеспечить возможность оценки всей совокупности финансовых и хозяйственных операций по изучаемому вопросу.
29. Решение об использовании сплошного или выборочного способа проведения контрольных действий по каждому вопросу принимает председатель ревизионной комиссии исходя из содержания вопроса ревизии (проверки), объема финансовых и хозяйственных операций, относящихся к этому вопросу, состояния бухгалтерского (бюджетного) учета в проверяемой организации, срока ревизии (проверки) и иных обстоятельств.
При проведении ревизии (проверки) контрольные действия в отношении операций с денежными средствами и ценными бумагами, а также расчетных операций проводятся сплошным способом.
30. При проведении ревизии (проверки) в обязательном порядке проводятся контрольные действия в отношении кассовых и расчетных операций, операций по лицевым, расчетным и валютным счетам, операций с материальными ценностями.
31. В ходе ревизии (проверки) могут проводиться контрольные действия по изучению:
учредительных, регистрационных, плановых, бухгалтерских, отчетных и других документов (по форме и содержанию);
полноты, своевременности и правильности отражения совершенных финансовых и хозяйственных операций в бухгалтерском (бюджетном) учете и бухгалтерской (бюджетной) отчетности, в том числе путем сопоставления записей в учетных регистрах с первичными учетными документами, показателей бухгалтерской (бюджетной) отчетности с данными аналитического учета;
фактического наличия, сохранности и правильного использования материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, денежных средств и ценных бумаг, достоверности расчетов, объемов поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, операций по формированию затрат и финансовых результатов;
постановки и состояния бухгалтерского (бюджетного) учета и бухгалтерской (бюджетной) отчетности в проверяемой организации;
состояния системы внутреннего контроля в проверяемой организации, в том числе наличие и состояние текущего контроля за движением материальных ценностей и денежных средств, правильностью формирования затрат, полнотой оприходования, сохранностью и фактическим наличием продукции, денежных средств и материальных ценностей, достоверностью объемов выполненных работ и оказанных услуг;
принятых проверяемой организацией мер по устранению нарушений, возмещению материального ущерба, привлечению к ответственности виновных лиц по результатам предыдущей ревизии (ревизии (проверки)).
32. Председатель ревизионной комиссии вправе получать необходимые письменные объяснения от должностных, материально ответственных и иных лиц проверяемой организации справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизии (проверки), и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных действий. В случае отказа от представления указанных объяснений, справок, сведений и копий документов в акте ревизии (проверки) делается соответствующая запись.

Порядок оформления результатов ревизии (проверки)

33. Результаты ревизии (проверки) оформляются актом проверки.
34. Акт ревизии (проверки) составляется на русском языке, имеет сквозную нумерацию страниц. В акте ревизии (проверки) не допускаются помарки, подчистки и иные неоговоренные исправления.
35. Акт ревизии (проверки) состоит из вводной и описательной частей.
36. Вводная часть акта ревизии (проверки) должна содержать следующие сведения:
тема ревизии (проверки);
дата и место составления акта ревизии (проверки);
номер и дата удостоверения на проведение ревизии (проверки);
основание назначения ревизии (проверки), в том числе указание на плановый характер, либо проведение по обращению, требованию или поручению соответствующего органа;
фамилии, инициалы и должности руководителя и всех участников ревизионной комиссии;
проверяемый период;
срок проведения ревизии (проверки);
сведения о проверенной организации:
полное и краткое наименование, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), ОГРН, код по Сводному реестру главных распорядителей, распорядителей и получателей средств местного бюджета (при наличии);
ведомственная принадлежность и наименование вышестоящего органа с указанием адреса и телефона такого органа (при наличии);
сведения об учредителях (участниках) (при наличии);
имеющиеся лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности;
перечень и реквизиты всех счетов в кредитных организациях, включая депозитные, а также лицевых счетов (включая счета закрытые на момент ревизии (проверки), но действовавшие в проверяемом периоде) в органах федерального казначейства;
фамилии, инициалы и должности лиц, имевших право подписи денежных и расчетных документов в проверяемый период;
кем и когда проводилась предыдущая проверка, а также сведения об устранении нарушений, выявленных в ходе ее;
иные данные, необходимые для полной характеристики проверенной организации.
37. Описательная часть акта ревизии (проверки) должна содержать описание проведенной работы и выявленных нарушений по каждому вопросу ревизии (проверки).
38. Суммы выявленного нецелевого использования бюджетных средств указываются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
39. При составлении акта ревизии (проверки) должна быть обеспечена объективность, обоснованность, системность, четкость, доступность и лаконичность (без ущерба для содержания) изложения.
40. Результаты ревизии (проверки), излагаемые в акте ревизии (проверки), при необходимости должны подтверждаться документами (копиями документов), результатами контрольных действий и встречных проверок, объяснениями должностных, материально ответственных и иных лиц проверенной организации, другими материалами.
Указанные документы (копии) и материалы прилагаются к акту ревизии (проверки).
Копии документов, подтверждающие выявленные в ходе ревизии (проверки) финансовые нарушения, заверяются подписью руководителя проверенной организации или должностного лица, уполномоченного руководителем проверенной организации, и печатью проверенной организации.
41. В описании каждого нарушения, выявленного в ходе ревизии (ревизии (проверки)), встречной ревизии (проверки), должны быть указаны: положения законодательных и нормативных правовых актов, которые были нарушены, к какому периоду относится выявленное нарушение, в чем выразилось нарушение, документально подтвержденная сумма нарушения, должностное, материально ответственное или иное лицо проверенной организации, допустившее нарушение.
42. В акте ревизии (проверки) не допускаются:
выводы, предположения, факты, не подтвержденные соответствующими документами;
указания на материалы правоохранительных органов и показания, данные следственным органам должностными, материально ответственными и иными лицами проверенной организации;
морально-этическая оценка действий должностных, материально ответственных и иных лиц проверенной организации.
43. Акт ревизии (проверки) составляется в четырех экземплярах: один экземпляр для проверенной организации; один экземпляр для Председателя Совета депутатов Искитимского района, один экземпляр для Главы Искитимского района, один экземпляр для ревизионной комиссии.
При проведении внеплановой ревизии (проверки) по мотивированному обращению депутатов Искитимского Совета, Главы администрации Искитимского района или руководителя правоохранительного или иного органа составляется пятый экземпляр.
44. Каждый экземпляр акта ревизии (проверки) подписывается ревизионной комиссией и руководителем организации.
45. Председатель ревизионной комиссии устанавливает по согласованию с руководителем организации срок для ознакомления последнего с актом ревизии (проверки) и его подписания, но не более 5 рабочих дней со дня вручения ему акта.
46. При наличии у руководителя организации возражений по акту ревизии (проверки) он делает об этом отметку перед своей подписью и вместе с подписанным актом представляет председателю ревизионной комиссии письменные возражения. Письменные возражения по акту ревизии (проверки) приобщаются к материалам ревизии (проверки).
47. Председатель ревизионной комиссии в срок до 30 рабочих дней со дня получения письменных возражений по акту ревизии (проверки) рассматривает обоснованность этих возражений и дает по ним письменное заключение. Указанное заключение утверждается лицом, назначившим проверку. Один экземпляр заключения направляется проверенной организации, один экземпляр заключения приобщается к материалам ревизии (проверки).
Заключение направляется проверенной организации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо вручается руководителю организации или лицу, им уполномоченному, под расписку.
48. О получении одного экземпляра акта ревизии (проверки) руководитель организации или лицо, им уполномоченное, делает запись в экземпляре акта ревизии (проверки), который остается в ревизионной комиссии. Такая запись должна содержать, в том числе, дату получения акта ревизии (проверки), подпись лица, которое получило акт, и расшифровку этой подписи.
49. В случае отказа руководителя организации подписать или получить акт ревизии (проверки) председатель ревизионной комиссии в конце акта делается запись об отказе указанного лица от подписания или от получения акта. При этом акт ревизии (проверки) в тот же день направляется проверенной организации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо иным способом, обеспечивающим фиксацию факта и даты его направления проверенной организации.
Документ, подтверждающий факт направления акта ревизии (проверки) проверенной организации, приобщается к материалам ревизии (проверки).
50.Порядок комплектования, передачи, учета и хранения материалов ревизии (проверки) устанавливается председателем ревизионной комиссии.

Вынесение обязательных для рассмотрения представлений
и обязательных для исполнения предписаний

51. На основании акта ревизии (проверки) председатель ревизионной комиссии может вынести обязательное к исполнению проверенной организацией (ее должностными лицами) предписание по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства (далее - предписание). Предписание направляется в течение 10 рабочих дней после даты окончания ревизии (проверки).
В предписании председателя ревизионной комиссии указывается:
- наименование юридического лица, которому выносится предписание;
- перечисляются факты выявленных ревизией (проверкой) нарушений требований бюджетного законодательства, с указанием содержания нарушения, суммы расчетно-платежной операции, совершенной с нарушением (по нарушениям, связанным с использованием денежных средств), нормативно-правового акта, положения которого нарушены, документов, подтверждающих нарушение;
- способы (предложения) по устранению выявленных ревизией (проверкой) нарушений требований бюджетного законодательства;
- сроки принятия мер по устранению выявленных ревизией (проверкой) нарушений требований бюджетного законодательства;
- срок извещения должностного лица, вынесшего предписание, о принятии мер по устранению перечисленных в предписании нарушений требований бюджетного законодательства.
В случае, когда меры по устранению указанных в акте ревизии (проверки) нарушений бюджетного законодательства могут быть приняты вышестоящей по отношению к проверенной организации организацией, председатель ревизионной комиссии направляет предписание в вышестоящую организацию в течение 10 рабочих дней после даты окончания ревизии (проверки).
52. Также по результатам ревизии (проверки) председатель ревизионной комиссии может вынести обязательное к рассмотрению представление о ненадлежащем исполнении бюджета (далее - представление).
В представлении председателя ревизионной комиссии указывается:
- фамилия, имя, отчество руководителя организации - главного распорядителя, распорядителя, которому подведомственна проверенная организация, либо фамилия, имя, отчество руководителя организации - получателя бюджетных средств;
- перечисляются факты выявленных ревизией (проверкой) нарушений требований бюджетного законодательства, с указанием содержания нарушения, суммы расчетно-платежной операции, совершенной с нарушением (по нарушениям, связанным с использованием денежных средств), нормативно-правового акта, положения которого нарушены, документов, подтверждающих нарушение;
- предложение о рассмотрении представления;
- предложение о применении мер по недопущению в дальнейшем совершения указанных в представлении нарушений требований бюджетного законодательства;
- срок для рассмотрения представления и принятия соответствующих мер по недопущению в дальнейшем совершения указанных в представлении нарушений требований бюджетного законодательства;
- срок извещения должностного лица, вынесшего предписание, о принятии мер по недопущению в дальнейшем совершения указанных в представлении нарушений требований бюджетного законодательства.